Легенда о Византийском походе Вещего Олега
Среди богатого количества легенд о событиях давно минувших дней интересно Легенда о походе Вещего Олега по Киевской летописи или о походе некоего Хольга (как звали его викинги), на Византию. Стоит отметить, что историки серьезно расходятся практически во всех основных событиях, связанных с деятельностью этого князя. Дело в том, что язычник в душе, Олег так же как и его предшественники не утруждал себя записыванием своих подвигов. Хронист-монах уже христианского периода преподносит Олега в несколько ином свете, чем твердят другие источники. Ведя разбойный образ жизни, имея связи как с Новгородом, так и со скандинавами Хольг ходил на Константинополь. Отсюда и начинается легенда о его первом походе 907 года.
Собрав наемников со всей славянской земли, разбавив это войско норманнами и свеями, Олег двинул войска по проторенной дорожке. Путь «из варяг в греки» давал хороший приток серебра, отчего молодое государство русичей быстро богатело. Но мало кто после похода Аскольда отваживался с таким количеством войска навалиться на одно из самых могущественных государств тогдашнего мира. В летописи повествуется о том, что перетаскивая корабли через Днепровские пороги Олег поставил свой флот на колеса. Что интересно само по себе, ведь на колеса корабли того времени не ставили, а тащили волоком.
Второй причудливый факт говорит о сдаче Кнстантинополя и прибивании щита князя на воротах столицы Византии. Согласно геральдике на щитах знатных людей изображали гербы или родовые знаки. Исходя из этого становится очевидным, что Олег на некоторое время стал полноправным властителем, по крайней мере, столицы империи. Этот факт является нереальным и вымышленным. Возможно, хронист имел в виду великую добычу, взятую в походе, а возможно, просто хотел возвысить подвиг князя в веках.
В любом случае Константинополь за Олегом не закрепился.
Отчего же мы считаем записанное легендой? Все очень просто. Все походы славян дублировались либо в источниках самой Византии, либо в письменах соседних государств. Поход 907 года не проявляет себя нигде: ни в записках арабов-путешественников, ни даже в архивах самого Константинополя.
Напрашивается вывод, что легенда о походе Вещего Олега является продуктом героического эпоса славян. Подобное мы встречаем в персонализации змея-горыныча, когда три его головы связанные воедино телом, в действительности являлись тремя половецкими ханами.