Былины и язычество

Былины и язычество

Откуда в былинах столько языческих образов и символов

Исследователи утверждают, что в устном народном творчестве былины, своеобразные песни героическо-патриотического содержания, появились в конце IX века. В это время Русь была глубоко языческой. Крещение относят к 988 году, то есть концу Х века. Если учитывать, что оно не распространилось по Руси за один год, что еще долго звучали отголоски старых верований в народе, то можно смело утверждать, что языческое мировоззрение отразилось во всем, в том числе и в устном народном творчестве. Так, в былинах мы можем наблюдать несколько скрытое изображение языческих обрядов, трактовать которые следует исходя из традиций и представлений того времени.

Вспомним, к примеру, камень на распутье дорог, к которому подъезжали богатыри и решали, в какую же сторону им надо, безусловно, является подобием языческого символа. Это своеобразный идол, которому древние славяне приносили жертву, советуясь или прося о помощи. Неслучайно в некоторых былинах богатырь не только читает надпись, но и кланяется камню.

Былины

По отражению реальности былина находится где-то между сказкой и исторической повестью, поэтому образы врагов тоже не всегда соотносятся с реальными историческими персонажами, слишком много в них языческого представления о противнике. Несмотря на то, что Илья Муромец спешит «к обеденке» в Киев (христианский мотив), на пути его встречается Соловей Разбойник. Это грозный враг, который, с одной стороны, похож на реально существовавших кочевников, нападавших на русские поселения, грабивших и убивавших, но, с другой стороны, в его образе есть языческое представление о злых духах, которые охраняют то или иное место. Эти персонажи пришли в былины из сказок и преданий, поэтому в них так много взято именно из языческих представлений и мире.

В сказании о Садко мы видим, что богатырь трижды приходит к «бел-горюч» камню (символика камня представлена выше), играет на гуслях, а потом морской царь приглашает его в подводное царство. В былине описывается языческий погребальный обряд, когда умершего опускали в ладье на воду. Обычно ладью сжигали и дары, которые укладывали в нее, тянули покойника на дно. Так же случилось и с Садко. Он опустился на дно Ильмень-озера, но своей игрой покорил морского царя, и тот отпустил его и помог разбогатеть. Да и само существование морского царя, бесспорно, восходит к языческим представлениям о том, что в лесах, реках, озерах существуют духи, которых надо задабривать жертвоприношениями.

Языческая культура нашла свое выражение в произведения народного творчества, в том числе и в былинах.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *