Русская иконопись

Русская иконопись

Иконопись на Руси зародилась в Х веке, после того, как по решению Великого князя Владимира, русский народ был обращен в христианскую веру византийского образца. Лишь в XVII веке светская и бытовая живопись стала вытеснять иконописную традицию. До тех пор религиозное изобразительное искусство оставалось основной формой художественного выражения на Руси.

Первые христианские храмы Киева расписывали специально приглашенные византийские мастера, а первые образцы икон Владимир привез на Русь из Константинополя. Самые древние иконы, написанные русскими мастерами, сохранились в соборах Великого Новгорода и во многом копируют традицию византийской иконописи.

С середины XI века русская иконопись начинает приобретать характерные уникальные черты и самобытность, в крупных городах возникают школы живописи, а русская православная традиция обретает своих святых (таких, как Борис и Глеб), образы которых не встречаются на византийских иконах. Также уникальные сюжеты икон основываются на русских церковных праздниках. Эти сюжеты также уже не были связаны с византийской традицией.

Основные школы иконописи возникли в крупных культурных и экономических центрах – Новгороде, Москве и Пскове. Творчество великих Андрея Рублева и Феофана Грека относится к московской школе.

К XV веку иконописная традиция на Руси достигла расцвета. Бережно сохраняя древние каноны греческой живописи, древнерусские мастера  постепенно свели на нет суровую восточнохристианскую созерцательность, придав образам святых легкость, поэтичность и человечность. Главным выразителем индивидуального стиля каждой школы была цветовая гамма, которая, при соблюдении строгих правил изображения образов святых, придавала им уникальный колорит.

В XVI веке, с распространением книгопечатанья, иконы стали использоваться в новом качестве – как иллюстрации к богослужебной литературе. Книги распространились по всей России, до самых отдаленных ее районов, вместе с ними и иконописные образы получили распространение. Искусство религиозной живописи обретает массовые формы, что приводит к снижению профессионализма мастеров-иконописцев, ухудшению художественного уровня икон, и к трансформации канонических иконописных образов.

В эпоху Петра Великого, когда  западные веяния проникают во все сферы русской жизни, русская иконопись попадает во все большую зависимость от западноевропейских образцов храмового искусства. При этом, одновременно с быстрым экономическим ростом и развитием российских городов, увеличивается строительство церквей, что порождает всплеск спроса на иконы. Это привело к еще большему падению профессионализма в религиозном изобразительном искусстве. Иконы начинают создаваться необученными, «народными» мастерами. Лики и фигуры теряют канонические черты и сильно искажаются. В итоге была введена градация мастеров по 6 чинам, и дозволено заниматься иконописью было только «свидетельствованным», то есть квалифицированным иконописцам.

С приходом Советской власти, традиция русской иконописи прервалась, многие храмы и монастыри были разграблены. В настоящее же время происходит возрождение иконописания.

 

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *